ЯМАЛ РЕГИОН

Как на Ямале начиналось освоение месторождений нефти и газа

—>

Мы продолжаем цикл материалов, посвященных 90-летию округа, сегодня – шестидесятые годы. На Ямале это начало активного освоения нефтяных и газовых месторождений. Годы, которые во многом определили нынешний уклад жизни в регионе.

Светлана Лащ – корреспондент: «Ямал – сплошной посул открытий. Неисследованная тундра, неопознанная глубь озер, сокровенные недра долин и гор. Может быть, этот застывший Полярный край таит в себе такие сокровища, увидев которые, старый мир ахнет…», – такие предположения строил один участник геологической экспедиции на Ямал в 30-е годы прошлого века. А в 60-е советские геологи открывают здесь гигантские месторождения. Объёмы углеводородов такие, что в столице цифрам просто не верят».

Виктор Киевский – геолог в нескольких поколениях и к тому же потомственный казак, – рассказывает, – такое единство призваний символично. И казаки, и геологи осваивали Север. Сам он приехал на Ямал в 1982 году. Историю сейсморазведки знает не понаслышке.

Виктор Киевский – геолог, ветеран труда: «В 1959 году в Салехарде была организована геологическая разведывательная экспедиция и всё пространство Ямала, все перспективные площади были покрыты сейсморазведкой».

В 1962 году в Тазовской тундре забил первый газовый фонтан. А в последующие годы на Ямале «заговорили» еще несколько крупных месторождений.

Виктор Киевский – геолог, ветеран труда: «В 1965 году – Заполярное месторождение. В 1966 – Уренгойское. В 1967 году – Медвежье. В 1969 – Ямбургское. Вот такие знаменательные события в этот короткий срок произошли, благодаря активной работе геологов и геофизиков. Медвежье месторождение запустили в 1972 году в эксплуатацию. Затем Уренгойское месторождение».

Уренгойское нефтегазоконденсатное стали разрабатывать в мае 1974 года. Полугодом ранее, в декабре 1973 года, сюда прибывает первая автоколонна. Эту дату смело можно назвать началом промышленного освоения месторождения. Там, где появляются транспортники, начинает бурлить жизнь, – рассказывает пионер освоения Севера Александр Рябов. Техника пришла по трассе 503 стройки. Первый автотракторный поезд останавливается на нынешней Набережной.

Предприятие разрастается и в 1977 Александр Рябов возглавляет автоколонну.

Александр Рябов – ветеран Ямала: «Я первые две недели в кабине КРАЗа в кране жил – начальником колонны работал. Вот так».

Позже жилищные условия улучшаются. На смене крану пришёл вагончик. Вот только жили в нём полтора десятка человек: восемь – в одной половине, семь – в другой. Жили и не тужили. Некогда было.

Александр Рябов – ветеран Ямала: «ППУ-шка, знаете, что такое? Вот на колёсах в этой будке и мылись. Ёмкость с водой. Нагреваешь её, закрываешь двери и туда пар пускаешь. И тут у тебя и парилка, и всё, моешься».

Никто не жаловался. «Молодость города берёт!» Берёт – строит. Вот и обустраивали и месторождение, и будущую газовую столицу.

Александр Рябов – ветеран Ямала: «Возили всё: насосокомпрессорное оборудование, строительные материалы, трубы. Всё, что вы видите вокруг, всё это привезено транспортом».

Забывали об отдыхе, не считали свой труд подвигом, трудились, не покладая рук.

Александр Рябов – ветеран Ямала: «У них не было понятия день недели. Числа знали, и время знали, а день недели – не было выходных. А, куда ты этот выходной используешь? Темп строительства был сумасшедший. Ритм, стройка просто звенела».

Будущая газовая столица, а тогда ещё населённый пункт Ягельное, стал использовать дары северных недр, которые позже становятся достоянием всей страны.

Александр Рябов – ветеран Ямала: «Те богатства, которые потом стали для страны золотым кладовищем, которые дали возможность развиваться промышленности, которые получила Европа, то есть то, чем знаменит сегодня Новый Уренгой».

У Александра Рябова 44 года северного стажа. Прощаясь с нами, он скажет: «Меня Север не отпускает. Я – местный!»



yamal-region.tv — Источник

Yamal-24 в Instagram

Instagram has returned empty data. Please authorize your Instagram account in the plugin settings .