ЯМАЛPRO

Как не может «Ямал» без меня, так и я не могу без «Ямала». Губернатор Артюхов подсаживает окружную авиакомпанию на бюджетную иглу

Как не может «Ямал» без меня, так и я не могу без «Ямала». Губернатор Артюхов подсаживает окружную авиакомпанию на бюджетную иглу

Переформатирование маршрутной сети авиакомпании «Ямал» и использование самолётов Sukhoi Superjet 100 потребовало серьёзного изменения её финансирования. Бюджетных субсидий необходимо всё больше, ведь пассажиропотоки и лётная годность воздушных судов этого типа вызывают массу вопросов. Следовательно, чтобы воплотить в жизнь программу развития межрегиональных перевозок из аэропортов округа, требуются дополнительные денежные вливания.

В 2020 году авиакомпания «Ямал» получила бюджетные субсидии на общую сумму порядка 7 млрд рублей. Причём, более 5,2 млрд рублей – из окружного бюджета. Львиная доля этих денег (около 3 млрд) пошла на покрытие убытков перевозчика из-за простоя в период пандемии. Деньги были направлены на компенсацию убытков, арендных и лизинговых платежей. Если бы не эти вспомоществования, компания бы уже обанкротилась. Ведь чистая прибыль АТК «Ямал» по итогам 2020 года, даже с учётом многочисленных субсидий, составила менее 300 тыс. рублей.

По данным счётной палаты ЯНАО, всего за период с 2017 по 2020 год перевозчик получил из окружного бюджета 9,9 млрд рублей. Причём, половина денег налогоплательщиков пошла на оплату лизинговых платежей.

При этом, аудиторы отметили, что региональным департаментом транспорта и дорожного хозяйства и ГКУ «Дирекция транспорта ЯНАО» не принимались достаточные меры по взысканию с организаций перевозчиков средств субсидий, подлежащих возврату в бюджет, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.

Как не может «Ямал» без меня, так и я не могу без «Ямала». Губернатор Артюхов подсаживает окружную авиакомпанию на бюджетную иглу

Между тем, в 2021 году АТК «Ямал» продолжила получать немалое бюджетное финансирование. По предварительным данным, размер окружных субсидий составил порядка 4 млрд рублей, не считая контрактов с правительством ЯНАО на чартерные перевозки и обслуживание чиновников. Кроме того, ямальский перевозчик получил из федерального бюджета самую большую среди других региональных компаний субсидию на поддержание лётной годности самолётов Sukhoi Superjet 100 — 3 млрд 295 млн рублей. 

Проблемы с надежностью и оперативным ремонтом, из-за которых от SSJ-100 отказались все зарубежные авиакомпании, у «Суперджетов» остались до сих пор. Например, 15 декабря прошлого года рейс из Салехарда в Тюмень авиакомпании «Ямал» был задержан на 8 часов из-за поломки. Для перевозчика это неминуемо означает убытки: появилась необходимость предоставить резервный борт, в который поместились только 50 пассажиров из 77, а оставшихся 27 человек пришлось обеспечивать питанием и размещением в гостинице. Бывший гендиректор компании Василий Крюк ранее жаловался на то, что из-за проблем с обслуживанием летают только 7-8 SSJ-100 из имеющихся 15.

По имеющейся у нас информации, в АТК «Ямал» решили постепенно избавиться от шести «Суперждетов», которые демонстрируют наибольшее количество отказов. А ведь когда-то бывший губернатор Дмитрий Кобылкин заявлял о желании приобрести 25 самолётов подобного типа!

«Расходы на поддержание лётной годности Sukhoi Superjet 100, включая ремонты двигателей, являются сложно предсказуемыми. Прогнозные расходы только на ремонт двигателей в 2021-2030 годах составляют 169 млн долларов США (при ремонте двигателей по договору с оплатой по фактическим затратам) или 99,7 млн долларов США (при ремонте двигателей по сервисному соглашению с оплатой по ставке за летный час)», – говорится в отчёте компании.

Катастрофические финансовые показатели АТК «Ямал» за 2020 год послужили поводом для смены руководителя. В 2021 году в отставку был отправлен её бессменный «генерал» Василий Крюк. Новым начальником был назначен Артём Лобачёв, работавший техническим директором компании.

Как не может «Ямал» без меня, так и я не могу без «Ямала». Губернатор Артюхов подсаживает окружную авиакомпанию на бюджетную иглу

После этого, Дмитрий Артюхов практически перевёл управление подведомственной авиакомпанией в «ручной режим». Он сделал ставку на оптимизацию маршрутной сети, когда 80% полётов должны составить рейсы в/из/внутри ЯНАО, подсаживая по сути коммерческую структуру на бюджетную иглу. По прогнозу экономистов, в ближайшие годы убытки перевозчика составят порядка 5 млрд рублей в год. Так что без казённых денег никак не обойтись.

Кроме того, ямальские власти поддерживают свою авиакомпанию с помощью различных контрактов на чартерные перевозки для нужд округа. В основном это оплата спецрейсов на которых перевозят чиновников и участников различных официальных мероприятий, которые проводятся в округе.

Так, управление делами правительства ЯНАО в декабре заключило контракт с авиакомпанией «Ямал» на оказание услуг и выполнение воздушных перевозок в 2022 году. Ямальские чиновники будут летать на Bombardier (CRJ-200LR) или Sukhoi Superjet (RRJ-95LR-100). Общая стоимость контракта составила более 180 млн рублей, а одного летного часа – от 572 тыс. до 749,5 тыс. рублей. Предполагается, что полеты будут выполняться из Салехарда в аэропорты Москвы, Екатеринбурга, Тюмени, Нового Уренгоя, Надыма, Ноябрьска, Уфы и другие, расположенные на территории РФ и сертифицированные для приема воздушных судов данного типа. И, судя по запросам ямальских чиновников, это не единственный подобный контракт на текущий год.

Субсидирование АТК «Ямал» в ближайшее время будет только расти. Это подтверждается и расходами окружного бюджета по статье «Развитие воздушного транспорта» в 2022 году. Размер субсидий на лизинговые платежи, компенсацию арендной платы и обслуживание льготных категорий населения превысит 4 млрд рублей.

Получается, что без серьёзной бюджетной подпитки авиакомпания «Ямал» выжить не может. Впрочем, окружные власти сами загоняют её в коммерческий тупик, обременяя заведомо невыгодными социальными обязательствами.

Источник yamalpro.ru

Авиабилеты

Горящие туры

6