СЕВЕР-ПРЕСС

Психологи выяснили, какой материал хуже усваивается в виде инфографики – ИА «Север-Пресс»

Психологи выяснили, какой материал хуже усваивается в виде инфографики - ИА «Север-Пресс»

Фото из открытых источников

Инфографика сегодня – популярный формат подачи материала. Ученые из СПбГУ решили выяснить, каких изменений в когнитивной работе читателей требует понимание таких текстов. Психологи провели эксперимент, участниками которого стали 40 добровольцев. Они должны были прочитать два текста: один из них был представлен в классической форме, а второй – в виде инфографики.

После изучения текста испытуемых просили пройти несколько тестов, оценить, насколько они их поняли содержание, а также добровольцем задавали ряд уточняющих вопросов.

«Нам было важно не ограничиваться стандартной процедурой проверки знаний с помощью тестов. Дело в том, что понимание смысла текста – очень глубокий процесс, для полноценного изучения которого необходимо учитывать качественную специфику интеллектуальной работы читателя с материалом», – рассказала автор исследования, аспирант кафедры общей психологии, инженер-исследователь лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ Екатерина Блинова.

Затем ученые проанализировали полученные данные, используя два метода: количественный и качественный. Количественный помог сделать выводы об успешности понимания читателями вербальных текстов и инфографики. Оказалось, что серьезных различий, связанных с форматом материала, нет.

Качественный анализ результатов теста помог понять, какими механизмами регулируется успешное понимание текстов в виде инфографики. И почему большое количество иллюстраций и непривычная структура текста не стали барьером в усвоении ее смысла. Авторы считают, что главную роль здесь играет метакогнитивный контроль в процессе чтения. Метакогнитивные процессы – это система знаний человека об особенностях собственной познавательной сферы и навыков управления своей интеллектуальной деятельностью.

Добровольцы положительно отнеслись к инфографике, отметив, что тексты такого типа выглядят «приятными» и «интересными», однако признались, что понимание текстов такого формата оказалось сложнее, чем понимание классического материала.

«Респонденты достаточно рефлексивно подошли к выполнению поставленной перед ними задачи. Наблюдение за собственной интеллектуальной работой позволило им отделить возникающие эмоции от оценки своих успехов. Другими словами, «приятно» не подменило «понятно»», – добавила Екатерина Блинова.

Участники эксперимента также заметили, что инфографика делает более интересными развлекательные тексты. Однако для обработки сложной по содержанию информацией они бы предпочли текст привычного формата. Психологи считают, что полученные результаты могут быть полезными при разработке образовательных программ.

Источник sever-press.ru

Авиабилеты

Горящие туры

6